понедельник, 09 декабря 2013
Я уже
писала, да и упоминала многократно, что в моей жизни имело место, наверное, самое пугающее творческого человека событие - нерисуй (он же может быть и нетанцуй и непой, и и чего хошь, принцип ясен). Продолжался он ажно 4 года, с разной интенсивностью, так как входила я в него плавно, а вышла резко. Про сам нерисуй можно почитать
по ссылке, а я вообще о другом хотела сказать.
По сути, на этот период у меня из жизни исчез тот фактор, который критично отличает людей творческих и нетворческих - и этот фактор вовсе не владение этим самым творчеством, как профессией (и сам факт умения танцевать,петь и рисовать на уровне, превосходящим уровень неспециалиста). Танцы или скульптура могут быть таким же ремеслом, как и ремонт электрической проводки, а ремонт электропроводки, в свою очередь, тоже может исполняться дофига творчески, нестандартно и как искусство. И тому, и тому учат, и учат успешно, и там, и там можно давать четкие прогнозы о финале работы, так что сильной разницы я не вижу.
читать дальшеНет, фактор "творческости" человека, на мой субъективный взгляд, это вовлеченность его в свое творчество настолько, что после работы (любого наполнения и толка) он не идет с чистой совестью и головой чистыми руками и горячим сердцем заниматься праздным ничегонеделанием или выполнением исключительно насущных хозяйственных дел, а потом праздным ничегонеделанием. Нет, этот человек покилает свое рабочее место (или, сидючи дома, закрывает файлы с рабочими делами), и... идет заниматься тем же самым, по сути. Программировать не рабочие задания, а свой проект. Писать партитуры не по заданию руководства, а для себя, и так далее. То есть он занимает своей профессиональной деятельностью и свободное время, и ему от этого ок. Если его хобби и рабочая деятельность не совпадают, то тут судить трудно, потому как нет гарантии, что при делании хобби, даже любимого, рабочей деятельностью, человек не прекратит заниматься этим же и в свободное время (я таких знаю миллион). Так что такие случаи мы не рассматриваем. Если что, под "основная рабочая деятельность" я понимаю и интенсивную учебу этой же специальности, то есть студенты профильного вуза подходят.
Так вот, учиться я своей специальности я продолжила, причем в это "продолжила" входило и вполне успешное делание диплома, и подготовка, а потом и поступление, в творческий же профильный вуз. Но я прекратила этим заниматься в свободное время, за редчайшими исключениями, эта деятельность исчезла из моих хоббийных занятий вовсе. Мой досуг стал наполнен, по большей части, той самой праздностью (это не только валяние на диванах, это и встречи и тусовки с друзьями, чтение книг, просмотр кино, систематизация вещей в шкафу - что угодно, что доставляло мне удовольствие). Но перенесения профессиональной деятельности в хобббийный раздел больше не было (собственно, последствия этого заметны до сих пор - я потеряла желание рисовать всегда-везде, я больше не калякаю в метро и на скучных лекциях-ожиданиях, рисование не постоянный мой спутник. оно имеет тумблер "вкл/выкл", и это не состояние и образ жизни, это просто область деятельности).
И, самое поразительное и очевидное одновременно - это не было ужасно. Моя жизнь не потеряла наполненности, смысла, цели. Она вообще ничего не потеряла, кроме энного количества рисунков, которые я могла бы создать за это время. В общем-то, у меня довольно уникальный опыт пребывания по обе стороны баррикад творческих и нетворческих. И сейчас я скажу вообще чудовищное - у нетворческих счастливее. Не круче, осмысленнее, веселее, интереснее или чего там еще. Но счастливее.
Так как закончился для меня нерисуй резко, в отличие от его начала, то контраст был качественнен) Сначала было круто и прям вау - именно от самого факта, что рисование в мою жизнь вернулось. Потом было норм. А теперь, спустя почти три года, я могу сказать, что я была счастливее. Многие знания - многие печали, как говорится, и многие амбиции - тоже. Многие претензии и вершины, которые надо одолеть - это не счастье. Счастье, теперь я уверена, вообще не связано с целеполаганием. Целеполагание и целедостижение - это сложные конструкты высшей нервной деятельности человека, которые появляются не сразу, а по достижении мозгом определенной зрелости. Вспоминая свои моменты счастья, затопляющего и накрывающего, я помню, что оно вообще не имело отношения к сложным вещам и уж тем более высшей нервной деятельности мозга. От достижения цели люди испытывают удовлетворение, радость, гордость и ставят следующую. Счастье же условия делания чего-то вообще не требует, это иррациональное чувство, и ему проще прийти, когда сознание не занято многоходовкой по завоеванию вселенной. Потому что иррациональное - плод подсознания, а активность сознания перекрывает доступ к бессознательному. За осознанность и успешность приходится платить, как оказалось. У дикого населения из категорий дом-работа-мужик в разы меньше шансов заполучить синдром выгорания, сбои в либидо, нарушения пищевого поведения и прочее - меньше сознательного, меньше подавления инстинктивных сигналов, меньше задвинутых в угол потребностей.
Мне сложно честно признаться самой себе, что за последний год мое бытие из расслабленного дрейфа, которым оно являлось всю мою жизнь, превратилось в достижение неясно чего и неясно, во имя чего. Рисовальная среда (как минимум, рунета) - очень ядовитая вещь, которая достаточно качественно промывает мозги на предмет "самосовершенствование не имеет границ", "делай или умри в забвении" слабоумие и отвага. Однажды ты понимаешь, что делаешь только потому, что неделание - страшный грех, который ты придумал себе сам. У меня есть личные отягчающие факторы еще, но это, в принципе, неважно.
Меня, думаю, спасает от полного дип перпла хорошая память и любовь к рефлексии - я помню, что жизнь есть и без этого. Хорошая жизнь, которая ничем не хуже. Представить уже трудно себя в ней, но я буду пробовать найти баланс.
@темы:
самоанализ по Юнгу
А на том же демиарте... вообще страшно представить, что там, стопицот лет не был. Вернись - и начнешь тупить: кто все эти люди и куда я попал.
и насчет рисовальной среды,что правда то правда,по-моему
читать дальше
И, если так со стороны глянуть - это уже совсем нездорово выходит, когда ты круглосуточно рисуешь-рисуешь-рисуешь, и света белого не видишь.
Имхо, все зависит от количества или концентрации этого творческого, наличия факторов, разбавляющих его. Скажем, если плэнер, то он может совмещаться с общением с друзьями, прогулкой, даже пикником. Рисование после работы прерывается на разговоры с домашними/прогулку/приготовление вкусненького/уборку/др.
Все относительно.
Кроме того, ты здоровый, адекватный человек, у тебя есть муж, есть друзья, дела вне рисования и даже кошки) Что как бы сразу снижает градус накала страстей. Да и не замечала я у тебя нездорового блеска в глазах и криков про " я ничтожество! я должна хоть немного подтянуть скилл, иначе жизнь кончена!" - нет, правда?)
Я поняла. ) Просто по комментам выходит почти диагнозом всем творческим.
я ничтожество! я должна хоть немного подтянуть скилл, иначе жизнь кончена!" - нет, правда?)
А смысл в этим драматичесих танцах? Они не дают ровным счетом ничего. А стоят и некоторого количества времени, и энергии - жалко, понимаешь ли. ) Я обычно таким "танцорам" предлагаю прикинуть, сколько скетчей они могли бы нарисовать, или прочитать туториалов за это время. Правда, допускаю, что кому-то это может быть жизненно необходимым ритуалом перед тем, как двигаться дальше. В конце концов, их время и их энергия принадлежат только им. И только они решают, как этими ресурсами распоряжаться. Я могу неодобрять, но это не мое дело.
Ну так я и не проповедую, кажется) Но так как мысль у меня возникает - хочу ее записать. В общем-то, почти все, что я пишу - это про себя, и только потом про кого-то, я могу считать, что сосед делает дурость, но мешать ему ее совершать не буду ни в коем случае, пусть свои грабли сам обхаживает)